Главная
Картины
Биографии
Статьи
О живописи
Контакты
Ссылки

Rambler's Top100
Импрессионист XXI века. Статья Анны Баскаковой.

 Импрессионист ХХI века

Московский художник Андрей Лысенко происходит из династии живописцев, уходящей своими корнями в начало ХХ века. Его дед-художник учился в Суриковском институте, мать и отец - в Академии художеств в Ленинграде. "Я даже не сомневался в своей будущей профессии, - говорит Андрей. - Рос в мастерской отца и матери, среди запаха красок и разбавителя, и твердо знал, что это мой единственный путь. И отец, и мать с детства учили меня живописи и направляли. Дед никогда не преподавал, - уж очень у него был своеобразный, творческий характер. А вот я фактически стал его единственным учеником. Дед старался передать мне то, что в него самого когда-то вложили учителя - Игорь Грабарь, Аристарх Лентулов, Борис Иогансон. Будучи человеком религиозным, при этом верил в коммунистическое будущее святой, детской верой и писал очень искренние, прекрасные работы. Я взял от деда практически все - кроме идеологических моментов.
Стиль, в котором он работал - "реализм-импрессионизм" характеризуется минимальным присутствием линии и экспрессией, построенной на точно оформленном рисунке без искажения формы. Как и он, я пишу маслом - не из каких-то особых соображений, а просто потому, что это наиболее изученный с детства, созвучный мне материал".

Обучение азам с раннего детства, разумеется, не означало, что творческий путь юноши будет устлан розами - для того, чтобы достичь соответствующего уровня, пришлось много и тяжело работать. Сначала в Московской средней художественной школе под руководством педагога Андрея Баранова, потом на факультете живописи в Суриковском институте у Льва Шепелева. "Нам говорили, что рисовать надо "твердо, четко, характерно", как учил Серов" - вспоминает Андрей. По мере творческого становления молодой художник вырабатывал собственный стиль, и сейчас его живопись уже невозможно перепутать с работами родителей или деда. Трудолюбие в сочетании с "творческими генами" дали прекрасный результат - в живописи Андрея Лысенко ощущается удивительная легкость, и при взгляде на его картины никогда не скажешь, что многие из них создаются годами.

"Я буквально "зацикливаюсь" на каждой работе, брежу ею. Порой неделями не делаю ни одного мазка, обдумываю, - картина "отстаивается" в сознании. Наконец возникает определенный образ - и я начинаю энергично работать, а потом вновь перерыв… Одну из картин - "Иван Грозный смотрит иконы", я писал пять лет. Разумеется, это не означает, что я пишу по восемь часов в день. Ведь художник может и за 20 минут написать этюд, вмещающий весь его жизненный опыт. Три мазка Коровина стоит десяти тысяч мазков ученика. Один из моих педагогов мог подойти к картине и сказать: "Работа почти готова. Теперь осталось подойти к ней и положить ровно 17 мазков, - но точно зная, как и куда". Я стараюсь следовать этим принципам и, когда пишу, не делать лишних движений, не "замучивать" работу".

Живопись Андрея - тонкая, изысканная, пронизанная искренним чувством и любовью. Особенно хороши его русские пейзажи - например, "Зимняя улица". "Эта работа преподнесла мне сюрприз, - улыбаясь, рассказывает художник. - Когда писал, неожиданно пошел снег, засыпал палитру, холст, этюд замерз… Я привез работу в мастерскую и ждал, когда оттает краска. И когда это произошло, увидел, что кристаллы льда образовали на холсте интересную фактуру - возник настоящий эффект снегопада. Вопреки обыкновению, я не стал дописывать работу. Ведь очень важно, чтобы в пейзаже сохранилась свежесть впечатления… И еще - я считаю, что искусство должно быть позитивным. Речь идет не о сюжете - ведь трагизм и скорбь, когда они оправданы формой, тоже дают позитивный эффект".

На сегодняшний момент Андрей создал более двух тысяч работ, среди которых есть и исторические картины, и пейзажи, и натюрморты. Он постоянно ведет активную выставочную деятельность и провел более ста персональных выставок, - в том числе в Италии, Франции, Канаде, США, Голландии, Англии. Работы Андрея находятся в частных музеях и собраниях едва ли не всего мира - хотя сам он больше всего гордится тем, что итальянский пейзаж "Парк со сфинксом" приобрел музей "Вилла Сан Карло Боромео". Часто выставляется в Москве, в Центральном доме художника, ибо считает, что в этом случае его живопись видит множество близких по духу людей.

Среди пейзажей Андрея множество видов поселка Абрамцево, когда-то ставшего "маленькой родиной" для многих известных мастеров - Репина, Левитана, Коровина, Серова, Нестерова. Живет в доме, который когда-то завещал его деду - тоже Андрею Лысенко, - Борис Иогансон. Иогансон сказал: "Пусть здесь живет именно Лысенко - я знаю, что он изобразит каждый кустик в округе". Это пророчество оправдалось троекратно. И дед, и отец, и мать Андрея, и он сам писали Абрамцево всю жизнь. Андрей искренне надеется, что его сын Митя, когда вырастет, станет продолжателем династии и тоже найдет нечто свое в изгибах возникавшей на тысячах полотен речки Вори и в деревянном мостике над оврагом…

Анна Баскакова. Ассоциация Искусствоведов. 2007 г.

 
След. >
  • Russian
  • English
63DFD1FB5E6E-2.jpg